На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ВОСТОЧНАЯ СКАЗКА

Искусство древних узбекских городов на протяжении веков объединял стиль, выработанный восточными представлениями о красоте, тяготеющей к предельной эстетизации формы, изысканности линий, что было характерно и для ювелирных украшений. Их стиль отличался дробностью формы, обилием подвесок, свободных соединений, придающих изделию воздушность, легкость, использованием филиграни, ажурной прорези и зерни, драгоценных и полудрагоценных камней – бирюзы, аметистов, бериллов, турмалинов, кораллов, перламутра.

Тилла-кош или "Золотые брови" - одно из древнейших украшений Средний Азии. Это свадебное украшение невесты. Именно Тилла-кош послужил вдохновением для французских мастеров в изготовление диадем.

Почти все виды ювелирных изделий: тилла-баргак, тилла-кош, маржон, кукрак тумор, зеби-гардан, нози-гардан, серьги, браслеты - входили в полный комплект украшений невесты, они служили оберегом невесты и молодых женщин, защитой их от злых духов. Одним из таких украшений новобрачной считается налобное украшение тилла-кош (буквально "золотые брови"), которое состояло из массивных металлических пластин, вырезанных в виде изогнутых бровей, по низу которых свисали подвески в виде лепестков, а вершиной была вырезанная из пластины ажурная деталь, украшенная камнями. Тилла-кош был также известен в Ташкенте, Коканде и в Бухаре.   

Такой вид украшения без ажурного навершия назывался бола-обру. 

Бола-обру - налобное украшение. Бухара, начало ХХвека. Серебро, позолота, бирюза, стекло, паяние.

 Тилладузи — женское налобное украшение. Шаукала — женское нагрудное украшение.

Женский серебряный браслет с бирюзой

Куштумор - парное нагрудное украшение-оберег. Ташкент, конец 19-го века. Серебро, позолота, кораллы, литье, штамп.

Нагрудные украшения самаркандских женщин - зеби-гардан и нози-гардан были аналогичны ташкентским и бухарским. Состоящий из центрального фигурного медальона и четырех квадратообразных боковых пластин нози-гардан самаркандского изделия создавался в технике ажурной филиграни. Бухарские же мастера при оформлении пластинок использовали технику эмали, а растительный узор выступал на темном фоне, создавая контрастность.

Нози-гардан (фрагмент) — нагрудное украшение.  Мельхиор, кораллы, бирюза. 

Серьги.  Серебро, стекло, бирюза, кораллы, ковка, штамп

А эта красота - старинные ювелирные украшения бухарских женщин!

Узбекская танцовщица в традиционном наряде и украшениях.

 К числу популярных бухарских украшений относится бибишак - украшение, напоминающее полумесяц с высокоподнятыми загнутыми концами, а над ним - мотив цветочного бутона. Его носили на лбу (единичный вариант) или височный (парный). Существует и другое название - "Мохи-тилло" – буквально «Золотой месяц».

 

Очень популярны были и накосные украшения «сочпопук», состоящие из шелковых шнуров с разнообразными серебряными полыми деталями в виде трубочек, куполков, орнаментированных чернью, украшенных подвесками из кораллов. Им предписывалось скрывать волосы, чтобы не навлечь порчу и сглаз. ( На фото: нагрудное украшение «Зеби-гардан», накосное украшение – «Сочпопук», амулетка «Тумор».

А это танцовщицы, одетые и танцующие в хорезмском стиле. Шапочка с пером - Тахья (или Тахья-дузи) - ассоциируется с амазонками, которые, как полагают, были среди предков хорезмийцев. 

Хорезмские украшения особенно выделяются своими неповторимыми формами. это необычайное богатство форм, великолепные декоративные качества, пышность и сложность композиционного решения, изящество отделки, тонко разработанные детали, обилие подвесок, представляющих собой цепочки, унизанные бусинами, подвесками в форме листиков, бутонов, почек, зёрен - наиболее выразительных символов плодородия в ювелирном искусстве, инкрустации из разноцветного стекла.

Хорезмская  женская шапочка с ювелирными украшениями Тахья-дузи  в форме круглой, четырехугольной, шестиугольной или восьмиугольной пластины или куполка, с которых ниспадают многочисленные подвески, уходит корнями к шлемам женщин-воительниц, "амазонок". 

 Еще один вид украшения, связанный с легендарными амазонками,- "ук-ёй" (лук со стрелой) - затылочное украшение, крепившееся к шапочке-тахья, форма которого также характерна как для хорезмийцев, так и для туркмен. Это - сложносоставное украшение, основу которого составляет дуга лука с натянутой тетивой и многочисленными подвесками-стрелами. Прототип формы украшения не вызывает сомнений, лук был неотъемлемой частью образа жизни женщин кочевых племен.

Украшение Тилла-кош на узбекских танцовщицах.

Узбекские  девушки в национальных  одеждах:  слева - в Бухарском костюме, справа - в Ферганском, а посредине -   в современном национальном наряде невесты. 

наверх